ТБ Эксперт

Обеспечение транспортной безопасности

Создание интеллектуальной системы видеонаблюдения в московском метрополитене

В 2011 и 2012 годах, на станциях Московского метрополитена были организованы пилотные зоны для проведения тестовых испытаний технических средств обеспечения безопасности различного функционального назначения, в том числе, проводилось тестирование оборудования и программного обеспечения интеллектуальной системы видеонаблюдения, представленное рядом компаний-разработчиков, среди которых можно отметить Синезис, Вокорд, Техносерв.

В 2011 и 2012 годах, на станциях Московского метрополитена были организованы пилотные зоны для проведения тестовых испытаний технических средств обеспечения безопасности различного функционального назначения, в том числе, проводилось тестирование оборудования и программного обеспечения интеллектуальной системы видеонаблюдения, представленное рядом компаний-разработчиков, среди которых можно отметить Синезис, Вокорд, Техносерв. В результате испытаний ГУП «Московский метрополитен» утвердил техническое задание на разработку проектной документации на оснащение системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) новых и существующих линий и станций. Согласно техническому заданию, помимо внутренних служб метрополитена, к системе интеллектуального видеонаблюдения будут подключены внешние пользователи из государственных ведомств: ФСБ России, МВД России, Минтранс России, МЧС России, Единый центр хранения данных (ЕЦХД) Правительства Москвы.

3 декабря 2015 г., ГУП “Московский метрополитен” объявил тендер на сумму свыше 3 млрд рублей на право выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работах в рамках первого этапа по созданию системы интеллектуального видеонаблюдения объектов Московского метрополитена.

Цель выполнения работ — Повышение устойчивости и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры Московского метрополитена, защита интересов пассажиров и персонала от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также защита от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Сроки выполнения работ — Не более 330 календарных дней с даты заключения договора. Срок поставки оборудования – не более 90 дней с даты заключения Договора.

Этап 1 “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена” включает в себя:

  • Оснащение станций (188 шт.) Московского метрополитена техническими средствами системы интеллектуального видеонаблюдения для контроля периметра объектов транспортной инфраструктуры – входных вестибюлей (289шт.).
  • Размещение в постах транспортной безопасности станций метрополитена и Ситуационном центре (СЦ) Автоматизированных рабочих мест (АРМ) ИСВН.
  • Создание на станциях узлов коммутации для сбора видеоинформации, поступающей с подконтрольной территории, и их оснащение.
  • Строительство и оснащение основного Центра обработки данных (ЦОД-1) на территории электродепо “Печатники”.

Функциональные возможности “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1 этап)” должны решать следующие задачи:

  1. Обзорное видеонаблюдение в вестибюлях станций;
  2. Ситуационная видеоаналитика с функцией автоматического обнаружения нештатных ситуаций:
    • несанкционированный проход пассажиров в запрещенные зоны метрополитена;
    • образование скопления людей (толпы);
    • движение в запрещенном направлении, в том числе против основного потока людей;
    • быстрое движение (бег);
    • появление оставленных (бесхозных) предметов;
  3. Анализ обмена данными в рамках линий связи Автоматизированных систем управления (АСУ) метрополитеном (этап 1), в том числе:
    • мониторинг информационного обмена между компонентами АСУ с целью обнаружения нелигитимного обмена данными;
    • обнаружение подключений и активности сторонних устройств в сети;
    • обнаружение нештатного отключения устройств системы безопасности метрополитена.
  4. Автоматическое отображение места тревожной ситуации по результатам работы ситуационной аналитики:
    • на плане метрополитена в АРМ;
    • на плане станции в АРМ;
    • в протоколе событий системы;
  5. Архивирование и хранение не менее 1 месяца (30 суток), в соответствии с положениями Приказа Минтранса РФ № 130 от 29.04.2011г., видеоданных и информации о зафиксированных событиях ИСВН.
  6. Формирование архива тревожных ситуаций с возможностью поиска по следующим критериям:
    • тип ситуации;
    • интервал времени;
    • станция;
    • камера;
  7. Транслирование видеоданных и информации о зафиксированных событиях ИСВН в Ситуационный центр (СЦ), расположенный в инженерном корпусе ГУП «Московский метрополитен», в Пункт управления обеспечением транспортной безопасности (ПУОТБ), расположенный на территории электродепо «Митино», в Единый Центр Хранения Данных (ЕЦХД) Правительства Москвы.
  8. Возможность сопоставления обзорного видеонаблюдения и ситуационной видеоаналитики с целью выявления и идентификации участников инцидентов.
  9. Автоматическая подготовка отчетов по статистике пассажиропотока:
    • графики подсчета пассажиров;
    • графики ожидания пассажиров;
    • карты вероятности задержки пассажиров в заданных зонах (например, в кассовом зале, перед эскалатором);
    • карты типового движения пассажиров.

Архитектура “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1 этап)” должна предусматривать возможность дальнейшего наращивания функций по решению следующих задач биометрической видеоаналитики в зонах биометрического видеонаблюдения:

  • автоматическая фиксация изображений всех лиц с качеством, пригодным для автоматической биометрической идентификации;
  • автоматическое выявление фактов прохода через турникеты без оплаты и автоматическая фиксация фотографий “безбилетников”;
  • поиск по хранимой базе всех фактов фиксации лиц в зонах биометрического видеонаблюдения множества событий появления (прохода) пассажира;
  • распознавание лиц, проходящих через рубежи контроля, автоматическое выявление лиц, входящих в список нарушителей и другие списки;
  • формирование сигнала тревоги на АРМ оператора КАРС о факте фиксации лица, входящего в список КАРС;
  • прогнозирование на основе данных о времени фиксации распознанного лица в зонах биометрического видеонаблюдения траектории движения зафиксированного лица;
  • формирование сигнала тревоги и рассылка информации на мобильные терминалы патрульных служб о зафиксированном лице и прогнозе его появления в зоне ответственности патрульной службы;
  • возможность проверки с мобильного терминала лица на предмет его нахождения в списке лиц, зафиксированных ранее.

Источники информации:

http://vashtvmir.ru/obyavlen-tender-na-sozdanie-sistemyi-intellektualnogo-videonablyudeniya-v-metropolitene-moskvyi-na-3-mlrd-rubley

http://www.gudok.ru/news/infrastructure/?ID=1319135

 

Связанные статьи

План действий собственника по защите объекта

План мероприятий по обеспечению безопасности объекта

План действий для субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в сфере транспортной безопасности.

Learn More

Формирование услуг в сфере обеспечения транспортной безопасности

Необходимость выполнения требований закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры (юридическими лицами – собственниками, коммерческими организациями) создает условия формирования рынка услуг по обеспечению транспортной безопасности.

Learn More