ТБ Эксперт

Обеспечение транспортной безопасности

Создание интеллектуальной системы видеонаблюдения в московском метрополитене

В 2011 и 2012 годах, на станциях Московского метрополитена были организованы пилотные зоны для проведения тестовых испытаний технических средств обеспечения безопасности различного функционального назначения, в том числе, проводилось тестирование оборудования и программного обеспечения интеллектуальной системы видеонаблюдения, представленное рядом компаний-разработчиков, среди которых можно отметить Синезис, Вокорд, Техносерв.

В 2011 и 2012 годах, на станциях Московского метрополитена были организованы пилотные зоны для проведения тестовых испытаний технических средств обеспечения безопасности различного функционального назначения, в том числе, проводилось тестирование оборудования и программного обеспечения интеллектуальной системы видеонаблюдения, представленное рядом компаний-разработчиков, среди которых можно отметить Синезис, Вокорд, Техносерв. В результате испытаний ГУП «Московский метрополитен» утвердил техническое задание на разработку проектной документации на оснащение системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) новых и существующих линий и станций. Согласно техническому заданию, помимо внутренних служб метрополитена, к системе интеллектуального видеонаблюдения будут подключены внешние пользователи из государственных ведомств: ФСБ России, МВД России, Минтранс России, МЧС России, Единый центр хранения данных (ЕЦХД) Правительства Москвы.

3 декабря 2015 г., ГУП “Московский метрополитен” объявил тендер на сумму свыше 3 млрд рублей на право выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работах в рамках первого этапа по созданию системы интеллектуального видеонаблюдения объектов Московского метрополитена.

Цель выполнения работ — Повышение устойчивости и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры Московского метрополитена, защита интересов пассажиров и персонала от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также защита от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Сроки выполнения работ — Не более 330 календарных дней с даты заключения договора. Срок поставки оборудования – не более 90 дней с даты заключения Договора.

Этап 1 “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена” включает в себя:

  • Оснащение станций (188 шт.) Московского метрополитена техническими средствами системы интеллектуального видеонаблюдения для контроля периметра объектов транспортной инфраструктуры – входных вестибюлей (289шт.).
  • Размещение в постах транспортной безопасности станций метрополитена и Ситуационном центре (СЦ) Автоматизированных рабочих мест (АРМ) ИСВН.
  • Создание на станциях узлов коммутации для сбора видеоинформации, поступающей с подконтрольной территории, и их оснащение.
  • Строительство и оснащение основного Центра обработки данных (ЦОД-1) на территории электродепо “Печатники”.

Функциональные возможности “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1 этап)” должны решать следующие задачи:

  1. Обзорное видеонаблюдение в вестибюлях станций;
  2. Ситуационная видеоаналитика с функцией автоматического обнаружения нештатных ситуаций:
    • несанкционированный проход пассажиров в запрещенные зоны метрополитена;
    • образование скопления людей (толпы);
    • движение в запрещенном направлении, в том числе против основного потока людей;
    • быстрое движение (бег);
    • появление оставленных (бесхозных) предметов;
  3. Анализ обмена данными в рамках линий связи Автоматизированных систем управления (АСУ) метрополитеном (этап 1), в том числе:
    • мониторинг информационного обмена между компонентами АСУ с целью обнаружения нелигитимного обмена данными;
    • обнаружение подключений и активности сторонних устройств в сети;
    • обнаружение нештатного отключения устройств системы безопасности метрополитена.
  4. Автоматическое отображение места тревожной ситуации по результатам работы ситуационной аналитики:
    • на плане метрополитена в АРМ;
    • на плане станции в АРМ;
    • в протоколе событий системы;
  5. Архивирование и хранение не менее 1 месяца (30 суток), в соответствии с положениями Приказа Минтранса РФ № 130 от 29.04.2011г., видеоданных и информации о зафиксированных событиях ИСВН.
  6. Формирование архива тревожных ситуаций с возможностью поиска по следующим критериям:
    • тип ситуации;
    • интервал времени;
    • станция;
    • камера;
  7. Транслирование видеоданных и информации о зафиксированных событиях ИСВН в Ситуационный центр (СЦ), расположенный в инженерном корпусе ГУП «Московский метрополитен», в Пункт управления обеспечением транспортной безопасности (ПУОТБ), расположенный на территории электродепо «Митино», в Единый Центр Хранения Данных (ЕЦХД) Правительства Москвы.
  8. Возможность сопоставления обзорного видеонаблюдения и ситуационной видеоаналитики с целью выявления и идентификации участников инцидентов.
  9. Автоматическая подготовка отчетов по статистике пассажиропотока:
    • графики подсчета пассажиров;
    • графики ожидания пассажиров;
    • карты вероятности задержки пассажиров в заданных зонах (например, в кассовом зале, перед эскалатором);
    • карты типового движения пассажиров.

Архитектура “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1 этап)” должна предусматривать возможность дальнейшего наращивания функций по решению следующих задач биометрической видеоаналитики в зонах биометрического видеонаблюдения:

  • автоматическая фиксация изображений всех лиц с качеством, пригодным для автоматической биометрической идентификации;
  • автоматическое выявление фактов прохода через турникеты без оплаты и автоматическая фиксация фотографий “безбилетников”;
  • поиск по хранимой базе всех фактов фиксации лиц в зонах биометрического видеонаблюдения множества событий появления (прохода) пассажира;
  • распознавание лиц, проходящих через рубежи контроля, автоматическое выявление лиц, входящих в список нарушителей и другие списки;
  • формирование сигнала тревоги на АРМ оператора КАРС о факте фиксации лица, входящего в список КАРС;
  • прогнозирование на основе данных о времени фиксации распознанного лица в зонах биометрического видеонаблюдения траектории движения зафиксированного лица;
  • формирование сигнала тревоги и рассылка информации на мобильные терминалы патрульных служб о зафиксированном лице и прогнозе его появления в зоне ответственности патрульной службы;
  • возможность проверки с мобильного терминала лица на предмет его нахождения в списке лиц, зафиксированных ранее.

Источники информации:

http://vashtvmir.ru/obyavlen-tender-na-sozdanie-sistemyi-intellektualnogo-videonablyudeniya-v-metropolitene-moskvyi-na-3-mlrd-rubley

http://www.gudok.ru/news/infrastructure/?ID=1319135

 

Связанные статьи

ФЗ-16 о создании ЕГИС ОТБ

О создании ЕГИС ОТБ

Для осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности, Статьей 11 Федерального закона «О транспортной безопасности» Минкомсвязи России, предписывается создать Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).

Learn More

Реализация требований к функциональным свойствам технических средств ОТБ

Постановление Правительства Российской Федерации №969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам техническим свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» вступает в силу в марте 2017г.

Learn More

Биометрическая идентификация человека по радужной оболочке глаза

Биометрическое распознавание по радужной оболочке глаза является одним из самых надежных способов благодаря генетически обусловленной уникальности радужной оболочки глаза, которая различается даже у близнецов.

Learn More