Меню

О готовности нормативной базы к проведению оценки уязвимости

14.04.2011 - Нормативка, Оценка уязвимости
О готовности нормативной базы к проведению оценки уязвимости

По информации с официального сайта Минтранса России, 10 марта 2011 г. Министр транспорта РФ Игорь Левитин и заместитель Министра транспорта Андрей Недосеков приняли участие в парламентских слушаниях «О первоочередных мерах по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности», организованных комитетом Госдумы по транспорту совместно с комитетом по безопасности и комитетом по строительству и земельным отношениям.

Вот выдержка из оригинального текста статьи:

А. Недосеков в своем выступление уточнил, что транспортная безопасность включает в себя две составляющих – технологическую безопасность и безопасность при актах незаконного вмешательства. При решении вопросов технологической безопасности, определении требований и порядка ее обеспечения ключевая роль принадлежит Министерству транспорта, его службе и агентствам. Что касается защиты объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и населения на транспорте от незаконного вмешательства в работу транспорта, в том числе от террористических актов, то основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним закреплены Федеральными законами «О противодействии терроризму» от 2006 г., «О Федеральной службе безопасности» от 1995 г. и «О полиции» от 2011 г.

Вместе с тем, в 2007 году вступил в силу Федеральный закон «О транспортной безопасности», который осуществляет правовое регулирование в области защищенности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе терактов). Этим законом ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на субъекты транспортного комплекса, а Минтранс отвечает за нормативно-правовое регулирование в области защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Таким образом, не будучи компетентным правоохранительным органом, Минтранс стал головным исполнителем в этой специфической работе.

А. Недосеков напомнил, что в целях реализации положений Федерального закона «О транспортной безопасности» Минтрансом были подготовлены и вступили в силу 4 Федеральных закона, 3 постановления Правительства РФ, 3 распоряжения Правительства РФ и 11 приказов Минтранса России. На сегодня уже приняты приказы Минтранса, устанавливающие «Требования по обеспечению безопасности объектов транспорта» по видам транспорта и «О категорировании объектов транспорта». «Фактически создана необходимая нормативная база для проведения оценки уязвимости транспортных объектов и составления планов защиты от актов незаконного вмешательства», — подчеркнул замминистра.

Конец цитаты.

Итак, подведем черту, проанализируем текущее состояние дел по формированию нормативно-правовой базы в сфере транспортной безопасности. Не смотря на заявление Минтранса России о полной готовности нормативно-правовой базы, оценку уязвимости, в настоящий момент, проводить не представляется возможным. Заключение договора собственника объекта транспорта со специализированной организацией на предоставление услуги по проведению оценки уязвимости будет противозаконно, так как законом «О транспортной безопасности» предусмотрено, что тарифы на проведение оценки уязвимости устанавливаются государством, пока тарифы не установлены, специализированные организации не могут предоставлять услугу. Тарифы, в соответствии с законом, устанавливает орган государственной власти, определяющий государственную политику в сфере регулирования тарифов – Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Судя по срокам подготовки тарифов на проведение оценки уязвимости, ФСТ не торопится решить данный вопрос, исходная информация для расчета тарифов предоставлена в ФСТ (по информации от представителей специализированных организаций) более трех месяцев назад, еще в 2010 году, по обещаниям ФСТ тарифы должны появиться в ближайшее время. Цена задержек в данном случае – человеческие жизни.

Кроме того, на парламентских слушаниях Андрей Недосеков высказал следующие предложения:,

— необходимо определить федеральный орган, в компетенцию которого будет входить установление правил проведения досмотра граждан на объектах транспорта, а также проведение обязательного лицензирования подразделений обеспечения транспортной безопасности, в том числе, частных охранных предприятий, и установление правил проведения лицензирования;

— в целях защиты транспортных объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, разрешить проводить лицензированным для этого сотрудникам частных охранных предприятий, в установленных случаях, досмотр физических лиц при входе в зону транспортной безопасности;

— внести изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности», которое предусматривает исключение статьи 8 (Требования по обеспечению транспортной безопасности), так как Правительство планирует внести изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму», дополнив статью 5 пунктом следующего содержания «Требования к антитеррористической защищенности зданий, сооружений и иных объектов, а также мероприятий, устанавливаются Правительством Российской Федерации»;

— внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» в части исключения Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) из числа лиц, уполномоченных устанавливать (изменять) уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, так как функция по противодействию терроризму не свойственна Минтрансу.

Беда в том, что процессы законотворчества в сфере обеспечения безопасности на транспорте протекают очень медленно, их развитие носит волнообразных характер – от одного крупного теракта до другого. Несколько лет разрабатывали закон «О транспортной безопасности», с 2007 по 2010 год продолжалось формирование подзаконных актов, когда начнется выполнение закона – пока открытый вопрос. Постараемся отследить процесс реализации предложений Минтранса и будем информировать интернет-общественность о результатах на страницах TBExpert.