Реализация требований к функциональным свойствам технических средств ОТБ

Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяет Правительство России органом, определяющим требования к функциональным и техническим свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. 26 сентября 2016г., в соответствии с законом принято постановление Правительства Российской Федерации  №969   «Об утверждении требований к функциональным свойствам техническим свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», которое вступает в силу в  марте 2017г. Постановление Правительства включает требования к функциональным свойствам следующих технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее ТС ОТБ):

— технические  системы  и  средства  сигнализации (федеральным органом  по сертификации определено МВД России);

— технические  системы  и  средства  контроля  доступа (федеральным органом  по сертификации определено МВД России);

— технические  системы  и  средства  досмотра (федеральным органом  по сертификации определена ФСБ России);

— технические  средства  видеонаблюдения (федеральным органом  по сертификации определено МВД России);

— технические системы и средства интеллектуального видеонаблюдения (федеральным органом  по сертификации определена ФСБ России);

— технические  системы  и  средства  видеозаписи (федеральным органом  по сертификации определено МВД России);

— технические  системы  и  средства  аудиозаписи (федеральным органом  по сертификации определено  МВД России);

— технические  средства  связи,  приема  и  передачи  информации (федеральным органом  по сертификации определена  Россвязь);

— технические  средства  оповещения (федеральным органом  по сертификации определено  МЧС России);

— технические  систем  сбора  и  обработки  информации (федеральным органом  по сертификации определено  Минтранс России).

Участниками  обязательной сертификации ТС ОТБ являются:

а) органы  по  сертификации (пять указанных выше министерств и ведомств);

б) органы по сертификации — организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;

в) испытательные лаборатории — юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности. Функции испытательных лабораторий: заключение с органом по сертификации договоров о проведении испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;  проведение сертификационных испытаний технических средств обеспе­чения транспортной безопасности, оформление и направление  в орган по сертификации протоколов испытаний; обеспечение в полном объёме  испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности на достоверность, объективность и требуемую точность измерений, своевременную поверку средств измерения и аттестацию испытательного оборудования, сохранность образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности; участие в работах по разработке и совершенствованию нормативных и методических документов по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

г) заявители   — юридические   лица    или     индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Органами по сертификации выполняются следующие функции:

— осуществляется прием и рассмотрение заявок на проведение  обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности и извещение заявителя о принятом решении;

— заключаются договоры с заявителем о проведении работ по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;

— осуществляется отбор образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности для целей обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;

— проводится предварительная проверка производства на предмет оценки возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия технические средства обеспечения транспортной безопасности — при серийном выпуске сертифицируемых технических средств обеспечения транспортной безопасности;

— привлекаются на договорной основе для проведения испытаний аккредитованные испытательные лаборатории;

— проводится анализ материалов сертификационных испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности и оформляются экспертные заключения по их результатам;

— оформляются и выдаются сертификаты соответствия, приостанавливается или прекращается действие выданных сертификатов соответствия, выдаются дубликаты сертификатов соответствия, сведения из реестра выданных сертификатов соответствия, заменяются ранее выданные сертификаты соответствия новыми;

— ведется реестр выданных сертификатов соответствия;

— осуществляется инспекционный контроль сертифицированных техни­ческих средств обеспечения транспортной безопасности путем периодических испытаний образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, если это предусмотрено схемой сертификации;

— хранится документация, подтверждающая обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности;

— принимается участие в разработке и совершенствовании нормативных и методических документов по обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;

— рассматриваются жалобы по вопросам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Схемы обязательной сертификации:

Схема  N1  применяется   при   сертификации   единичных   образцов   ТС ОТБ по   заявке   заявителя   и   предусматривает   сертификационные испытания единичных   образцов,  взятых  у  заявителя.  Сертификат соответствия   выдается  только  на   сертифицируемый  единичный образец.

Схема  N2 применяется  при  сертификации партии ТС ОТБ по заявке заявителя, предусматривает   сертификационные   испытания   образцов,  взятых   у   заявиеля  из   этой  партии.   Сертификат   соответствия   выдается   только   на   сертифицируемую  партию.

Схема  N3 применяется  при  сертификации серийновыпускаемых ТС ОТБ по  заявке заявителя   и   предусматривает  сертификационные   испытания   образцов, взятых  у  заявителя,  и  предварительную  проверку  производства  на  предмет оценки   возможности   заявителя   выпускать   в   течение   срока   действия сертификата   соответствия   ТС ОТБ  (сертификат  соответствия выдается на  3 года).

Схема  N4 применяется при сертификации ТС ОТБ, установленных на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах (сертификат соответствия выдается на сертифицируемый образец или сертифицируемую  партию ТС ОТБ, установленных на конкретном объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве).

В связи с изложенным можно сделать следующие выводы:

Внедрение обязательной сертификации обязательно приведет к некоторому удорожанию ТС ОТБ в связи с тем, что взаимодействие заявителя с сертифицирующими органами будет вестись на договорной основе.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны с марта 2017г. осуществить по Схеме №4 сертификацию ТС ОТБ, установленных на конкретном объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве на возмездной основе. Порядок привлечения органами аттестации аккредитованных испытательных лабораторий для проведения испытаний нормативно не установлен, финансовый размер данной услуги неизвестен, испытательная лаборатория привлекается без учета специфики работы заявителя, т.е. не учитывается конкретный вид транспорта.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики будут нести административную ответственность по ст.11.15.1. КоАП РФ «Нарушение требований в области транспортной безопасности (влечет наложение административных штрафов на юридических лиц от 100 до 200 тысяч рублей). По данным УТБ Ространснадзора, после вступления в законную силу данного Постановления в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий отсутствие сертификации ТС ОТБ будет квалифицироваться как правонарушение с применением мер административного воздействия и будут первоначально выдаваться обязательные для исполнения предписания. На устранение нарушений должен устанавливаться срок не менее 90 суток.

После вступления в силу указанного Постановления, в конкурсной документации указывать требование поставки только сертифицированного оборудования, а также провести ревизию имеющихся ОТИ и/или ТС на соответствие их предъявляемым требованиям к функциональным и техническим свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Необходимо отметить, что существует проект Федерального закона № 750871-6 «О внесении изменений в 16-ФЗ «О транспортной безопасности», согласно положениям которого, технические средства обеспечения транспортной безопасности, использовавшиеся субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до издания требований к функциональным свойствам техническим свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, подлежат сертификации до 1 января 2019 года.

Источник информации Фонд «Транспортная безопасность». Перейти к источнику>>>

Метки: , , , ,

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Яндекс.Метрика