ТБ Эксперт

Обеспечение транспортной безопасности

Краткий комментарий по содержанию нормативно-правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности

Комментарии к нормативке по транспортной безопасности

Справочная информация для собственников — таблица с перечнем нормативно-правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности с кратким комментарием по каждому из них.

Важно! Комментарии приведены к нормативно-правовым актам по состоянию на 1 августа 2011 года.

В процессе работы с нормативкой по транспортной безопасности, применительно к планированию конкретных действий на объекте транспортной инфраструктуры и разработке документации по транспортной безопасности была составлена табличка основных нормативно-правовых актов, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Надеюсь полезным окажется столбец с комментарием, который дает возможность быстрее ориентироваться при поиске какой-либо информации в нормативных актах, чтобы видеть перед собой их структуру и частично информацию о содержании. Возможно эта таблица пригодится Вам для работы.

№ п.п. Нормативно-правовой акт Комментарий о содержании и применении
1 Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Устанавливает понятие транспортной безопасности, ответственность субъекта транспортной инфраструктуры за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной структуры и транспортных средств.
2 Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. N 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Устанавливает ответственность Минтранса России за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте (КСОБНТ) и сроки обеспечения защиты критически-важных объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ).
3 Распоряжение Минтранса России от 10.06.2005 г. № ИЛ-62-р «О мерах по защищенности опасных и критически важных для национальной безопасности объектов транспортного комплекса России от террористических проявлений и угроз техногенного характера». Поручение создать перечень критически-важных ОТИ и подготовить методики категорирования и оценки уязвимости.
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 года № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)». Устанавливает три уровня безопасности ОТИ (к системам комплексной защиты объекта прямого отношения не имеет),  по умолчанию всегда действует 1 уровень, 2 и 3 уровни объявляются при повышенных угрозах совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) террористической направленности). Постановление можно использовать при подготовке плана обеспечения безопасности (ПОБ) ОТИ — указать в ПОБ действия при объявлении повышенного уровня безопасности для объекта.
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 года № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Аккредитованные специализированные организации будут проводить оценку уязвимости ОТИ.
7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 года № 1653-р, утверждающее перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности». Устанавливает перечень работ по ОТБ ОТИ из 6 пунктов включая аккредитацию, категорирование, оценку уязвимости, разработка планов безопасности, контроль и надзор, формирование и ведение АЦБПДП (автоматизированная централизованная база персональных данных о пассажирах).
8 Приказ Минтранса России от 29.01.2010 года № 22 «О порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Запись об ОТИ в реестр вносится по указанию компетентного органа (ФДА). В ФДА (в управление транспортной безопасности — УТБ) необходимо направить данные по ОТИ, ФДА принимает решение о включении ОТИ в реестр присваивает категорию ОТИ (в соответствии с методикой категорирования), после чего направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в реестр и о присвоенной категории.
9 Приказ Минтранса России от 05.02.2010 года № 27 «О порядке ведения Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Учет аккредитованных организаций.
10 Приказ Минтранса России от 11.02.2010 года № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Устанавливает то, что план обеспечения транспортной безопасности (ПОБ) ОТИ разрабатывается субъектом на основании результатов оценки уязвимости ОТИ. В приказе определено содержание ПОБ, порядок его направления в компетентный орган (УТБ ФДА), срок ответа УТБ ФДА субъекту.
11 Приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 года № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Обобщенный перечень угроз для формирования модели нарушителя в концепции ОТБ.
12 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Устанавливает основные понятия по ОУ ОТИ и срок проведения ОУ — для специализированных организаций 1 мес.
13 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 03 ноября 2009 г. N 194 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Устанавливает основные правила категорирования ОТИ компетентным органом.
14 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Устанавливает требования к формированию службы безопасности ОТИ, и порядку действий по ОТБ. Содержит требования общего плана к техническим средствам ОТБ.

 

Связанные статьи

Принят закон об уголовной ответственности для дебоширов на транспорте

Госдума 17 марта приняла закон об уголовной ответственности для дебоширов на общественном транспорте. Вводится уголовная ответственность за хулиганство, совершенное на различных видах транспорта общего пользования: железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.

Learn More

Реализация требований к функциональным свойствам технических средств ОТБ

Постановление Правительства Российской Федерации №969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам техническим свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» вступает в силу в марте 2017г.

Learn More

Сократился перечень объектов, подлежащих категорированию

14 августа сего года Минюст Российской Федерации зарегистрировал приказ Минтранса России от 23.06.2014 №196 «Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта.»

Learn More